24 февраля мы отмечали третью годовщину начала Специальной военной операции на Украине. Пошел четвертый год войны, которую Россия ведет против Украины, превратившейся в прокси-государство Североатлантического Альянса, который, фактически, и является нашим настоящим противником.
Сейчас, по прошествии лет, многие, даже из непосредственных участников боевых действий, толком не помнят, а из более молодых даже не знают, «как все это случилось» и почему мы оказались вовлечены в самый крупный с 1945 года военный конфликт. Зато часто возникают споры о сути конфликта, о том, можно ли было его, в действительности, избежать и кто в данном противостоянии является «агрессором». Не претендуя на роль морального гуру, мы решили просто напомнить сухие факты в их исторической последовательности, для того, чтобы в данном вопросе было проще ориентироваться.

МИНСКИЕ МИРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
12 февраля 2015 года, когда еще шли бои за Дебальцево, на саммите в Минске, в присутствии руководителей Германии, Франции, Украины и России в формате «нормандской четвёрки» были подписаны Минские соглашения по урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины, вспыхнувшего весной 2014 года между русскоговорящими сторонниками интеграции с Россией и националистической хунтой, победившей в результате государственного переворота, известного как Евромайдан. Эти соглашения вошли в историю как «Минск 2». Договор был подписан Трёхсторонней контактной группой по мирному урегулированию ситуации, состоящей из представителей Украины, России и ОБСЕ. Подписи также поставили руководители Донецкой и Луганской народных республик (без указания должностей). Позднее Минские договорённости были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН.

Среди условий мирного урегулирования были пункты, требующие немедленного исполнения, такие как:
полное прекращение огня, отвод тяжелых вооружений на 50 км от линии разграничения, допуск гуманитарных миссий на территорию Донбасса, возобновление контактов между разделенными территориями и выплаты пенсий. Также руководство Украины обязалось обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Второй блок касался урегулирования политических противоречий, которые и привели к вооруженному конфликту на Украине:
Верховная Рада должна была принять закон «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года.
В рамках этого закона в ЛДНР должны были быть проведены выборы в органы местной власти
Далее должна была проводиться конституционная реформа на Украине и вступление в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учётом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов).
Государственная граница ЛДНР должна была вернуться под контроль пограничной службы Украины, но в документе особо оговаривалось, что этот процесс мог начаться только «в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования».
КРАХ МИНСКА 2
На деле ни один из этих пунктов не был выполнен полностью. Камнем преткновения стал вопрос о контроле над границей. Власти Украины требовали немедленного восстановления своего контроля над ней, после чего они, фактически, уже сами бы решали, кого им миловать или казнить и какие проводить (или не проводить) реформы. Ни Россию, ни, тем более, самопровозглашенные республики Донбасса такой расклад не устраивал. В результате конфликт перешел из активной фазы в состояние затяжного позиционного военного противостояния между ВСУ и вооруженными формированиями ЛДНР, растянувшегося на 7 лет.


Все это время в Минске заседала рабочая группа, деятельность которой, фактически, сводилась к переливанию из пустого в порожнее.

18 января 2018 года Верховная рада Украины приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», регламентирующий отношения с неподконтрольными территориями и механизм их возвращения в состав Украины, который фактически зафиксировал отказ последней от выполнения Минских соглашений.
24 апреля 2019 года президент России Владимир Путин подписал указ, позволяющий жителям ДНР и ЛНР получить гражданство РФ в упрощённом порядке. В России заявляли, что это решение принято в связи с полным отсутствием перспектив улучшения ситуации в зоне конфликта.
Таким образом уже к лету 2019 года обе стороны фактически признали невозможность урегулирования конфликта мирным дипломатическим путем.

МИЛИТАРИЗАЦИЯ УКРАИНЫ
Военное сотрудничество между странами НАТО, прежде всего США и Украиной стало быстро расширяться практически с самого госпереворота в феврале 2014 г. Принятый Конгрессом США акт «О поддержке свободы Украины» разрешал безвозмездную передачу стране вооружений и предусматривал оказание помощи в подготовке войск. Однако поставки летального вооружения не осуществлялись до 2017 года. Впервые решение о продаже летального оружия было принято администрацией президента Дональда Трампа в декабре 2017 года. А уже весной 2018 года Конгресс и Госдепартамент одобрили первую подобную сделку: продажу 37 противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Javelin и 210 ракет к ним на общую сумму $47 млн. Дальше подобные поставки пошли валом. В связи с поставками западных вооружений, украинская армия начала переход на стандарты НАТО. Наблюдатели отмечали, что в результате уникального опыта боевых действий, обучения украинских военнослужащих в странах альянса и перевооружения, Украина становится членом НАТО де-факто, и что это самый быстрый в истории процесс такого рода.

В новой «Стратегии военной безопасности Украины», подписанной президентом Зеленским, (избран весной 2019 года), и опубликованной 25 марта 2021 года, было заявлено: «На национальном уровне Российская Федерация остаётся военным противником Украины, осуществляющим вооружённую агрессию против Украины, временно оккупировавшим территорию Автономной Республики Крым и город Севастополь, территории в Донецкой и Луганской областях, системно применяющим военные, политические, экономические, информационно-психологические, космические, кибер- и другие средства, которые угрожают независимости, суверенитету и территориальной целостности Украины». Одной из главных целей Украины в связи с этим было названо вступление в НАТО.
Разумеется, все это не могло не вызывать у России «крайней озабоченности».

ЭСКАЛАЦИЯ ВОЕННОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Весь 2021й год прошел под знаком эскалации напряженности на Донбассе, при полном попустительстве миссии ОБСЕ, которая категорически отказывалась замечать все усиливающиеся обстрелы населенных пунктов и даже захваты военнослужащих ЛНР, в том числе членов контактной группы СЦКК.
26 октября, власти ДНР и украинские СМИ сообщили о занятии ВСУ села Старомарьевка в серой зоне (территория между позициями противоборствующих сил). При этом с утра и до позднего вечера войска Киева наносили удары по всем ключевым направлениям на линии разграничения с ДНР, применялась артиллерия, минометы, вооружение БМП и гранатометы. В этот же день генштаб ВСУ сообщил, что по приказу главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного в Донбассе впервые был применен турецкий ударный БПЛА Bayraktar.

С ноября 2021 года в странах Запада и на Украине стали звучать заявления о возможности вторжения России на украинскую территорию. Одновременно шли переговоры между Украиной и чиновниками НАТО о возможности вступления Украины в Альянс и о расширении военной поддержки со стороны НАТО и США. 30 ноября — 1 декабря 2021 года в Риге прошла встреча глав МИД стран НАТО, на которую были приглашены главы МИД Украины и Грузии. Члены НАТО, помимо привычных заявлений об обеспокоенности и осуждении действий России, перешли на прямые угрозы в её адрес. «Любая новая агрессия приведёт к серьёзным последствиям»,— предупредил госсекретарь США Энтони Блинкен.
Украина, опираясь на помощь западных союзников, считала себя в силах решить вопрос спорных территорий силовым путем. Новая фаза вооруженного конфликта становилась неизбежной.
В сентябре 2021 года, в ходе плановых учений вооруженных сил России и республики Беларусь у западных границ была стянута группировка ВС РФ в 200 000 штыков.

УЛЬТИМАТУМ ПУТИНА
15 декабря 2021 года российский президент Владимир Путин передал помощнице госсекретаря США Карен Донфрид «конкретные предложения» о «гарантиях безопасности», которые Россия желала от Запада. Этот документ на западе сразу же окрестили «Ультиматумом Путина»

Представленный Россией проект договора с НАТО предусматривал:
1.Вывод с территории стран, ставших членами НАТО после 1997 года, всех вооружённых сил и военной инфраструктуры иностранных государств, появившихся там за последующие годы;
2.Исключение дальнейшего расширения НАТО, в том числе присоединения Украины, а также других государств;
3.Отказ НАТО от любой военной деятельности на Украине, в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии;
4.Подтверждение того, что стороны «не рассматривают друг друга в качестве противников» и готовы «мирно решать все международные споры, а также воздерживаться от любого применения силы»;
5. В целях «исключения возникновения инцидентов» стороны обязываются отказаться проводить военные учения и другие действия «свыше бригадного уровня» в согласованной приграничной полосе ;
6.Создание горячих линий для экстренных контактов между Россией и НАТО.
Сейчас этот документ многие эксперты как на западе, так и на востоке считают последней попыткой мирного урегулирования конфликта между Россией, Украиной и поддерживающими ее странами Альянса.
РЕАКЦИЯ ЗАПАДА И НАЧАЛО СВО
В ходе переговорного процесса, начавшегося вслед за этим, быстро стало понятно, что США и НАТО отказываются разговаривать о трех принципиальных для России пунктах – о невступлении Украины в Североатлантический альянс, о неразмещении у российских границ наступательных вооружений и о возвращении инфраструктуры альянса к положению 1997 года, когда был подписан основополагающий акт Россия-НАТО.
26 января в МИД РФ были переданы письменные ответы США на предложения России по безопасности, где это было довольно ясно озвучено.
30 января для переговоров в Москву прилетела глава МИД Великобритании Лиз Траас, которая правда, озвучила только угрозы: расширение санкционого давленияна Россию, заморозка строительства газопровода «Северный поток 2», расширение военной помощи Украине.

4 февраля 2022 года в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Пекин Россия и Китай опубликовали совместное заявление, в котором оба государства выступили против дальнейшего расширения НАТО.
В начале февраля 2022 года в Мюнхене на ежегодной конференции по безопасности Зеленский заявил о готовности выйти из Будапештского меморандума, декларирующего безъядерный статус Украины. По его словам, Украина была готова к созданию ядерного оружия, нацеленного на Россию.
21 февраля президент Путин выступил с обращением к гражданам России о признании суверенитета ДНР и ЛНР где, в частности, сказал: «Главная цель Запада — уничтожить Россию. Коллективному Запада не нужна наша страна, они не хотят дружбы с нами. Желание коллективного Запада здесь одно — чтобы России не было вообще». 22 февраля был официально признан суверенитет Луганской и Донецкой народных республик, подписавших с Россией соглашения о взаимной военной помощи.
Впоследствии Зеленский заявлял, что в самом начале российской спецоперации ему был поставлен «ультиматум» некими силами, связанными с Россией. По его словам, Путин хотел сместить Зеленского и поставить вместо него «пророссийского Медведчука». Это было еще до переговоров в Стамбуле. Из других условий было предложено признать Донбасс и Крым российским, восстановить статус русского языка, а также стать полностью нейтральной страной, сократив армию.
На счет Медведчука Зеленский мог и приврать, что же касается остальных условий, то они четко ложатся в канву намерений Росссии по урегулированию конфликта на Донбассе и обеспечению собственной безопасности. Скорее всего, эти условия были выдвинуты в ночь с 21 на 22 февраля и являлись самой последней попыткой избежать большой войны. Но эти предложения были отвергнуты. По сведениям ряда западных СМИ это произошло с подачи премьер министра Великобритании Бориса Джонсона.
24 февраля Россия начала Специальную Военную Операцию на Украине.
