Версия сайта для слабовидящих

Опыт боёв в Мариуполе. Часть 3.

06.05.2022

Пару моментов, на которые нужно обратить внимание командиру во время затишья.

Одной из важнейших задач для командиров в нынешних условиях, стала задача боевой подготовки, как себя, так и своих подчинённых. Бои первых двух месяцев войны показали всеобщую неготовность вооружённых сил республик к ведению широкомасштабных активных боевых действий. Многолетнее навязывание мысли о безальтернативности минскому миру, категорический запрет на ведение каких-либо боевых действий по отношению к ВСУ стали одними из причин того, что большинство жителей ДНР перестали верить в возможное начало широкомасштабных боевых действий. Наложившиеся на эти настроения безынициативность, безграмотность  и системное враньё начальству в НМ ДНР привели к тому, что воинская служба превратилась в сплошную имитацию. Даже перед лицом настоящего противника в лице ВСУ боевая подготовка выродилась в заполнение отчётной документации по учениям и театрализованные постановки для фото и видеоотчётов. Военнослужащие неуклонно превращались в вооружённых охранников, способных нести лишь караульную службу на ЛБС и военных объектах НМ ДНР. Учиться пришлось на войне на собственном кровавом опыте.

Боевая подготовка должна вестись при первой возможности. Например, при выходе из боя полезно сделать смотр, на котором кроме вопросов обеспечения, обсуждаются действия бойцов в ходе боя. Такое обсуждение должно непременно управляться командиром, чтобы оно было полезно, а не переросло в выяснение отношений.

Боевая подготовка должна иметь, прежде всего, практическое значение, быть направлена на выполнение боевых задач. Пару лет назад довелось присутствовать при разговоре одного добровольца после академии, который пенял местным офицерам тем, что они не могли сказать ему, что такое строй. Я же только вернулся с боевой позиции, и мне было важнее понимать, как с пятёркой бойцов вести себя, если к нам в окоп запрыгнет украинская ДРГ, а не какое определение строя.

Нельзя пренебрегать самыми простыми вопросами. Например, многие бойцы до сих пор не знают, как передвигаться под обстрелом, пользоваться своим оружием. Большинство резервистов не имеют вообще никакой подготовки. Их одели в пиксель, дали оружие и отправили в бой.

Если ваших бойцов отправят на полигон, по возможности контролируйте процесс обучения. По слухам до высокого начальства таки дошла какая-то информация про то, что резервистов совсем без подготовки отправляют в бой. После этого кого-то из резервистов начали снимать с фронта и направлять на полигоны. Беда в том, что, как правило, те, кто отвечает за обучение, не хотят перетруждаться и брать на себя какую-либо ответственность. Со слов одного резервиста, он, перед тем, как попасть на фронт, месяц провёл на каком-то заброшенном заводе, где был пункт приёма личного состава одной части. На вопросы людей, почему с ними не занимаются, ответили, что нет транспорта, вывезти их на полигон. А когда зазвучали предложения позаниматься прямо на месте, на огромной территории завода, им ответили, что никто не возьмёт на себя ответственность проводить там занятия с оружием и боеприпасами, вдруг они друг друга перестреляют.

Я специально не пишу чему и как учить. Уставы, наставления, интернет и… ваша голова вам в помощь. К сожалению, сейчас с вашей стороны организация боевой подготовки будет носить исключительно характер импровизации. Наивно рассчитывать на то, что вас сейчас выведут в тыл на полигон для полноценного обучения и боевого слаживания. Остаётся только надеяться на то, что в дальнейшем будет организована массовая подготовка рядовых военнослужащих, и созданы хоть какие-то курсы военного времени для подготовки офицеров.

Старайтесь общаться с как можно большим количеством людей из других подразделений. Систематизированного обобщения и анализа происходящих боёв даже в закрытых источниках мы ещё долго не дождёмся. За выкладывание деталей прошедших боёв в открытых источниках, думаю, очень быстро можно сесть по статье о разглашении государственной тайны. Остаётся только личное общение.    

        

Во время боёв пропадает огромное количество самого разного имущества, необходимого для ведения боевых действий. При первой возможности нужно стараться восполнять потери с помощью соответствующих служб. Я уже касался темы самообеспечения за счёт трофеев и с помощью волонтёров. Но работу тыловых служб никто не отменял. То, что к вам прямо в окоп при обстреле не привезли нужный бронежилет, ещё не говорит о чужой служебной халатности. Ответственные за бронежилеты люди, скорее всего не знают, что вам нужно, не имеют того, что вам нужно, или не имеют возможности вам доставить. Начинать работу с тыловыми службами нужно с понимания того, что ты работаешь в бюрократической организации. Нельзя просто подойти на склад, и получить, скажем, десять бронежилетов только потому, что у тебя десять вновь прибывших резервистов без брони. Нужно выполнить определённые процедуры. Каждая служба должна знать, что вам нужно, значит необходимо подать соответствующую заявку. Сразу возникнет вопрос, а где то, что у вас было (если что-то было). Значит нужно подготовить документы на списание уничтоженного имущества. Скорее всего, заниматься всем этим будут ваши командиры и начальники (не знаю, кто читает эти строчки), но без вашего активного участия в этом процессе не обойтись. Насколько я знаю, ситуация в ДНР с учётом просто плачевная. Прежде всего, вызвано это двумя объективными причинами. Во-первых, в ходе активных боевых действий у соответствующих должностных лиц в подразделениях физически не было возможности вести непрерывный учёт всего, что имелось. Во-вторых, сейчас после всех потерь, когда не редкость погибший или раненный командир батальона, не говоря уже про массовые потери в ротном звене, просто некому этим заниматься. Даже, если соответствующая офицерская должность не вакантна, на место выбывшего офицера, или старшины ставился, как правило, боец, проявивший себя в ходе боевых действий, очень далёкий от документооборота, учёта и контроля. В итоге, как правило, тыловые службы сидят без информации с мест, не зная где, что происходит, кому, что нужно. Тесное общение со службами обеспечения, кроме восполнения того имущества, которое у вас было, даёт возможность оперативно из первых рук узнавать, что полезного для вас появилось на тыловых складах. Например, приехав просить бронежилеты для пополнивших наше подразделение резервистов, я узнал, что на складе появились тепловизоры, которые распределяют среди нуждающихся подразделений. Благодаря тому, что я узнал про это одним из первых, пока ещё не всё раздали, у нас появились несколько тепловизоров. Так что работайте с тыловиками, тесное взаимодействие со всеми службами единственный способ добиться более-менее стабильного обеспечения вашего подразделения.