КЦПН всегда уделял большое внимание анализу боевого опыта. Этому были посвящены статьи на наших ресурсах kcpn.info/articles/ и даже целые книги издательского проекта Центра, например «Обобщение боевого опыта южного крыла СВО» авторства Андрея Маркина или «Оборонительная тактика ополченца» Алексея Левошко, обсуждению боевого опыта была посвящена отдельная сессия на прошедшей «Дроннице».Но опыт накапливают не только наши бойцы и командиры, но и противник, который тоже совершенствуется и постоянно ищет наши слабые места. От этого опыта тоже не стоит отмахиваться, — напротив, его следует учитывать и очень внимательно изучать, дабы эффективно противостоять ему на поле боя стремительно меняющейся современной войны.
Чтобы победить врага, его нужно понять.
С этой целью КЦПН давно ведет сбор военных материалов из вражеских открытых и закрытых источников. Сегодня в нашей новой рубрике «Чё там у хохлов» мы хотим поделиться с вами одним из таких материалов. Это интервью командира 1 го батальона 14 го отдельного полка беспилотных авиационных комплексов Сил беспилотных систем ВСУ «Каспера».
Для удобства усвоения наши специалисты сделали машинный перевод текста с мовы на нормальный язык.Прежде всего, нас конечно интересовали подробности о тактике работы нового рода войск, созданного в рамках ВСУ, а именно «Сил беспилотных систем». Тезисно, изложенное «Каспером» выглядит так:

1.Чтобы зайти на территорию России на «стратегическую глубину» необходимо сперва пробить коридор. Подразделение БПЛА работает на одном участке не более 4-6 дней, за это время проводится разведка как крыльями, так и со спутников НАТО. Затем, за 2-3 дня до основной миссии, по выявленным в выбранном коридоре объектам ПВО наносятся удары тактическими средствами поражения. Затем в образовавшуюся дыру заходят беспилотники дальнего радиуса действия.
2. Для тяжелых дальнолетов тактические зенитные комплексы, такие как «Панцирь» и «Тунгуска», опаснее, чем тяжелые ЗРК типа с300 и с400, поскольку на минимальной высоте, где летит БПЛА, ракета скорее повреждает то, что под ней, чем сам беспилотник (эту особенность, кстати, не раз демонстрировало и украинское ПВО при отражении атак наших «Гераней». Прим. ред)
3. ВСУ успешно использует FPV дроны, стартующие с тяжелых беспилотников дальнего радиуса действия, при этом авиаматка работает еще и как ретранслятор управления.
4. Самым быстрым способом определения эффективности нанесенных ударов является постоянный мониторинг российских социальных сетей, в первую очередь «Телеграмма». Если удар наносился вдали от населенных пунктов, то тут уже нужна спутниковая съемка.
5. В отдельном батальоне БПЛА, которым командует «Каспер» есть отдельная тактическая группа для разведки и поражения российского ПВО на переднем крае, а также оперативная для разведки на глубину 50+ км и стратегическая для работы на дальность до 1000 км. Все эти группы работают совместно, обмениваясь информацией. К ним также примыкает подразделение, занимающееся OSINT разведкой, то есть мониторингом и анализом открытых информационных источников на нашей стороне.
6. То, что любая, самая навороченная техника бесполезна без квалифицированных специалистов в ВСУ поняли еще в 2022м году и занялись массовой подготовкой, в частности, специалистов по БПЛА. Соответственно, работа с западными БПЛА, которых в ВСУ громадное количество видов, упирается в обучение и постоянную обратную связь. Проблемы выявляются, обозначаются и уже где-то через месяц удается их разрешить или купировать.
7. Важным недостатком беспилотных сил России «Каспер» считает то, что у ВС РФ отсутствует разнообразие ударных БПЛА самолетного типа. В результате, по его словам, россияне что на 100, что на 1000 км используем «Герани», а это не всегда разумно и эффективно (украинский спец , видимо, не различает «Герани» и «Ланцеты» прим. ред)
8. Решения по визуальной навигации (считывание машинным зрением ориентиров на подстилающей поверхности) работают днем, очень ограниченно ночью, но уже присутствуют на многих изделиях, которыми наносятся удары в глубь России.
9. У 14 полка БПЛА, где служит «Каспер», есть своя медийная служба которая входит в подразделение и постоянно собирает контент.
10. Много времени и ресурсов уходит на бюрократию. В плане «бумажной войны» ВСУ не отстают от ВС РФ
11. «Каспер» много занимается пиаром «Сил беспилотных систем» в целом и своего полка в частности, зазывая вступать в их ряды. Видимо, с личным составом там, как и в целом в ВСУ дела обстоят не вполне благополучно.Интервью стоит посмотреть целиком если вам, конечно, не жалко часа своего времени.

Интервью стоит посмотреть целиком. Там еще много любопытного и забавного.
Таймкоды ролика:
00:00 – Попадание, которое сразу попадает во вражеские каналы
00:23 – Чем занимается 1-й батальон 14-го полка БПАК
03:06 – Как враг будет оперативно латать «дыры» в ПВО и какими средствами
05:27 – Профессионализм украинских военных
07:03 – Уничтожение «панцеров»
08:30 – Наши крылья
09:44 – Подтверждение поражений
12:06 – Путь Каспера к должности комбата
15:50 – Чемпионат мира среди ССО
21:24 – Коммуникация с коллегами из других стран
22:33 – Знаменитый город Счастье
27:36 – Операции на Киевщине
32:54 – Как начиналось применение дронов
36:08 – Расширение радиуса работы
39:17 – Помощь от партнеров
40:33 – Действия и разработки врага и наш «ответ»
43:43 – Полет в Россию
45:59 – Как стать «дипстрайкером»
47:10 – Важность каждого компонента
48:40 – Учет, уважение и хейт
52:32 – Работа тактических групп
54:38 – Общение с семьями погибших
55:43 – «Делайте, как я»
Cogito ergo vinco
МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОБЕЖДАЮ!