Версия сайта для слабовидящих

5 сентября 2014 года, были подписаны Первые Минские соглашения

05.09.2025

Со стороны России Протокол подписал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине Михаил Зурабов, со стороны Украины — бывший президент Леонид Кучма, который имел мандат от руководства страны, со стороны ОБСЕ — швейцарский дипломат Хайди Тальявини, подписи (без указания должностей) также поставили главы ЛНР и ДНР Игорь Плотницкий и Александр Захарченко.

Подписанты Первых Минских соглашений

Заключение данного соглашения было вынужденной мерой со стороны Киевского националистического режима, пришедшего к власти после государственного переворота в феврале 2014 года. Предпосылкой к началу переговоров стал ряд тяжелых поражений ВСУ: разгром украинских военных формирований в борьбе за контроль над границей между Республиками Донбасса и Россией, завершившейся к 8 августа ( события, более известные как Южный или Изваринский котел), разгром националистических добровольческих батальонов и частей ВСУ в битве за Иловайск 29 апреля ( о чем мы ранее подробно писали  https://kcpn.info/articles/битва-за-иловайск-11-лет-назад/ ). 1 сентября завершилась победой  частей  Народного Ополчения продолжавшаяся 146  дней битва за Луганский аэропорт, положившая конец попыткам ВСУ овладеть столицей ЛНР. ВСУ необходимо было время, чтобы зализать раны. Поэтому украинское руководство, до этого бряцавшее оружием и утверждавшее, что ни на какой диалог  с «террористами» оно не пойдет,  согласилось на переговоры о приостановлении боевых действий.

Документ, подписанный 5 сентября 2014 года в Минске в здании «Президент-отеля», предусматривал немедленное прекращение огня на Донбассе.  Полное название документа – «Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина».

Протокол состоял из 12 пунктов и был широким по своему охвату.  Соглашение содержало договоренность обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия (пункт 1), обеспечив наблюдение ОБСЕ за соблюдением перемирия ( пункт 2) и за российско-украинской границей ( пункт 4).

Предполагалось немедленное освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц (пункт 5), вывод «незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины» ( пункт 10) и принятие закона о недопустимости преследования и наказания лиц в связи с событиями на востоке страны ( пункт 6).

Документ предусматривал запуск общенационального диалога (пункт 7), децентрализацию власти, в том числе принятие на Украине закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей ( пункт 3), и проведение в Донбассе досрочных местных выборов (пункт 9). Эти пункты, впоследствии, вошли и во Вторые Минские соглашения, подписанные 12 февраля 2015 года.

Стороны также договорились принять необходимые меры по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе (пункт 8) и принять программу экономического возрождения региона (пункт 11).

Последний, 12-й пункт давал участникам консультаций гарантии безопасности

19 сентября 2014 года стороны выработали Меморандум для реализации Минского протокола.

Киевские власти и представители  ДНР и ЛНР договорились о всеобщем прекращении огня и создании 30-километровой зоны безопасности на текущей линии соприкосновения под наблюдением ОБСЕ. В соответствии с соглашением, каждая из сторон должна отвести тяжелую технику (калибром свыше 100 миллиметров) минимум на 15 километров от линии соприкосновения и из населенных пунктов, а артиллерийские системы калибром свыше 100 миллиметров – на удаление максимальной дальности стрельбы. В 30-километровой зоне безопасности также было предписано  снять минно-взрывные заграждения и не возводить новые. Над зоной безопасности запрещались полеты боевой авиации.

На деле ни один из пунктов соглашения в течение 2014 года, кромподпункта о полетах боевой авиации (и так не летавшей после чувствительных потерь от ПВО повстанцев в летних боях)  не был полностью выполнен, что же касается политических  статей, то никаких шагов в этом направлении  Киевским режимом даже не предпринималось. Миссия ОБСЕ, начавшая работать на Донбассе, также очень быстро показала, что занимается чем угодно, от шпионажа до подвоза вооружения для ВСУ, но только не реальным контролем за ситуацией. Однако накал вооруженной борьбы на фронте после заключения «Первых Минских» временно снизился.  Стороны конфликта перешли к обороне, ограничиваясь перестрелками, артиллерийским огнем и работой ДРГ. Так продолжалось вплоть до возобновления активной фазы боев в январе 2015 года. (бои за Донецкий аэропорт, а затем Дебальцевская наступательная операция).

Карикатура на работу миссии ОБСЕ на Донбассе

Первые Минские положили начало так называемому «Минскому переговорному процессу», иначе «Минской говорильне», продолжавшейся 7 лет без всякого позитивного результата, практически до самого начала СВО.  Этот процесс позволял «заморозить» конфликт на какое-то время, но отнюдь не прекратить его. Впоследствии, канцлер   Германии Ангела Меркель, участвовавшая в подписании Вторых Минских соглашений признала, что они были нужны лишь для того, чтобы укрепить потенциал Вооруженных сил Украины и подготовить их к новой фазе войны.