К нам обращается очень много людей с просьбами как-то и чем-то помочь им в освоении FPV дронов. Нам надоело раз за разом излагать наше видение, и мы свели все наши соображения в один текст, чтобы компенсировать недостаток информации и понимания у публики. Сейчас мы выскажем тезисы, которые у многих вызовут бешеную ярость.
Для начала определимся с терминами. Технология FPV подразумевает что передача данных от коптера к оператору происходит через очки. Такая технология реализована практически у всех производителей коптеров. Большинство энтузиастов занимается не производством, а сборкой коптеров из комплектующих всеми известного АлиЭкспресса. Набор комплектующих одинаков и, в результате, у всех получаются примерно одни и те же изделия с себестоимостью до 20 000р. В дальнейшем будем оперировать именно термином «самосбор».
Из чего в среднем состоит «самосбор»: карбоновая рама, 4 двигателя, винты, простейшая камера без стабилизации, простейший автопилот без систем безопасности и навигации, аналоговый передатчик видеосигнала мощностью до 5Вт, литий полимерный аккумулятор. Платы открытые и не защищены от осадков и сложных условий эксплуатации. В редких случаях все залито компаундом.

Какие плюсы у данного изделия:
- При продаже по себестоимости они дешевле большинства заводских коптеров, способных выполнят практические задачи в зоне СВО.
- Поскольку местоположение оператора неизвестно коптеру, то перехват этой информации невозможен.
- Коптер не имеет настроек безопасности, поэтому может разгонятся до 150 км/ч и способен пролетать в оконные проемы.
- Комплектующие для коптера пока доступны к продаже.
- Грузоподъёмность – коптер в состоянии перемещать боеприпасы выше собственного веса на расстояние до 2х км.

Минусы «самосбора».
- Оператор во время работы беспомощен, требуется группа сопровождения.
- Борт одноразовый – использовали и ждем поставки нового.
- Для обучения оператора «самосбора» до уровня «может влететь в окно» требуется месяц полетов и несколько разбитых образцов.
- Аналоговый канал передачи данных не подразумевает какой-либо защиты. Как только борт включен, любой человек с таким же оборудованием видит, что происходит на своем экране.
- Количество каналов ограничено (обычно 8).
- Мощность передатчика пульта оператора позволяет запеленговать его простейшими средствами радиоэлектронной разведки.
- Частоты передачи видео обычно 5.8 гГц, частоты управления 900мГц. В случае подавления управления коптер сразу падает в том числе и под ноги оператору, либо на голову бойцам соседних подразделений.
- Нет общих стандартов, каждый самосборщик собирает как умеет с рандомным качеством пайки и сборки.
- Нет заводского боеприпаса, либо стандартной технологии его изготовления. Зачастую это электроцепь с двумя усами, замыкающимися при контакте. Статистика смертности среди операторов неизвестна, однако большинство производителей не включают в программу освоения «самосборов» саперное дело.
- Практическая дальность «самосборов» с гарантированной связью борта у земли не более 2х км.
- Невозможность работы ночью.
Если Вы решили самостоятельно собирать и поставлять данную технику, то настоятельно просим Вас воспользоваться следующими рекомендациями:
- Только цифровая связь на управление и передачу видео.
- Обучение операторов минимум месяц вне ЛБС. Две недели на симуляторах по 4 часа в день минимум.
- Уход с частот 430Мгц, 900Мгц, 1.2Ггц, 2.2-2.6Ггц, 5.6-6.0Ггц.
- Внести в программу обучения навыки обращения с взрывчатыми веществами, иначе операторы будут тоже «одноразовыми».
- Обеспечить поставки дронов в количестве минимум 2 штуки в день на одного оператора.
- Оператор «самосбора» должен уметь проводить самостоятельный ремонт техники, требуется умение пользоваться паяльником, читать электросхемы, работать с ПО по настройке автопилота. Необходимо этому также обучать. В противном случае вы потратите ресурсы впустую и подвергнете жизнь оператора неоправданному риску.
Давайте резюмируем все вышесказанное.
Мы не против технологии FPV управления. Но мы считаем, что она может по-настоящему эффективна при соблюдении условий, которых сейчас нет и особо даже не предвидится.
- Нам нужен качественный и фабрично изготовленный дрон. Его нет!
- Нам нужно долгая, упорная и качественная подготовка операторов в течение месяца. Пусть каждый знакомый с реалиями российской армии нам скажет, видел ли он упорную боевую подготовку такого уровня. И если вдруг у нас есть такие операторы, то целесообразно ли держать его на расстоянии километра от ЛБС? Это экономически невыгодно. Он нам нужен в глубоком тылу, чтобы спокойно сидя в кресле он управлял дроном на передовой удаленно, как настоящий киберспортсмен.
- Нам нужны для применения ударных дронов такого типа организационно-штатные структуры, оптимизированные именно под их применения. Их нет и их никто не обсуждает всерьез.
И, честно говоря, в виду всего вышенаписанного мы вполне допускаем, что имеем дело с очередной психологической операцией ЦИПСО. Мы на полном серьезе считаем, что украинские силы психологической войны направляют нашу техническую мысль в МОДНОМ направлении FPV дронов. Оно очень красивое, очень привлекательное и НЕ СУЛИТ быстрых и значимых результатов.
Подобное массовое увлечение скорее говорит о психологическом состоянии русских солдат. Каждый желает вести войну, зависящую строго от него самого. Ведь нынешние разговоры про FPV — это предельный случай персональной войны, безо всякого взаимодействия с какими-то другими людьми. С артиллерией, авиацией, РЭБом и так далее. Но это тема для других постов.

Сегодня уже понятно, что легкой победы над врагом не предвидится и победить можно лишь совокупным напряжением сил как государства, так и гражданского общества. Причем именно нам, как его представителям, приходится закрывать многие бреши, оставленные неповоротливой и труднообучаемой государственной военной машиной.
Но мы делали, делаем и будем продолжать делать. Вы можете помочь нашей Армии через нас. Наши реквизиты находятся здесь
Наше дело правое, мы победим, враг будет разбит!