Версия сайта для слабовидящих

Записки «Небратьев Райт». БПЛА КЦПН – итоги первого года регулярных полётов за линию фронта

05.02.2021

Как наверняка помнят наши уважаемые читатели, Координационный Центр Помощи Новороссии некоторое время назад запустил программу создания оптимального беспилотного войскового авиаразведчика, которым можно было бы оснастить Вооруженные Силы Новороссии.

Позволю себе процитировать основные моменты технического задания, сформированного практикой применения БПЛА в Новороссии, ту, своего рода, выжимку реального военного опыта, которую принесли с собой в проект основатели “Мастерской Небратьев Райт”:

1. Решение должно быть легко тиражируемым в чисто материальном плане, без эксклюзивных компонентов, недоступных на Али-экспрессе, “Маяке” или “Мотодроме”

2. Решение должно быть легко тиражируемым в кадровом плане, подготовка расчётов не должна занимать много времени. Самолёт не должен требовать от оператора продвинутых навыков пилотирования. Наметил маршрут полёта по точкам – кинул машину в небо – подобрал после посадки.

3. Самолёт на рабочем эшелоне не должен попадать в зону возможного обнаружения с земли без спецсредств и, соответственно, в зону поражения легким стрелковым оружием. Летать гораздо выше квадриков, так чтобы не видели, а если увидят – не смогли попасть.

4. Сравнительно небольшие габариты самолёта должны обеспечивать его неуязвимость для ракетно-артиллерийских средств вражеского ПВО, опирающихся в целеуказании на РЛС или оптико-электронные системы. В сложенном состоянии самолёт должен переноситься расчётом и помещаться в легковой автомобиль.

5. Мощность двигателей и несущие свойства крыла должны обеспечивать конструкции достаточный “запас летучести” для преодоления всевозможных внештатных ситуаций. Выживаемость конструкции приоритетнее максимальной дальности или максимальной компактности. При этом максимальную дальность съемки за ЛБСом лучше не снижать ниже 15 километров, то есть зоны уверенного покрытия артиллерией.

6. Комплекс бортового пилотажно-навигационного оборудования должен, при необходимости, обеспечивать машине возможность полностью автономного полёта, без обмена сигналами телеметрии с землёй, которые сигналы могут быть засечены и подавлены вражескими средствами радиоэлектронной разведки. То есть должен быть режим “Разведчик-неведимка”.

7. Фото-видео оборудование должно обеспечивать возможность различать на фотографиях типы авто- и бронетехники противника, детали устройства фортификационных сооружений, степень активности их использования и т.д.

Предоставляемый сейчас на суд наших читателей фотоальбом является своего рода отчётом о том, как у авиаторов КЦПН получилось реализовать свою задумку. Разумеется, аэроплан летал не каждый день. Выбор достаточно большой рабочей высоты сразу же ограничил свободу применения аппарата границами облачности, я об этом уже писал. Полётам мешали и традиционно мощные донбасские ветра, которые не мог побороть даже наш двухмоторник, случались всевозможные летные происшествия, аварии, посадки “на последних каплях батарейки” и другие любопытные казусы.
И всё-таки более чем за год активных полётов самолёт “наработал” многие десятки гигабайт фотоматериалов, и когда, как не в новогодние праздники, можно было наконец-то спокойно сесть, разобрать и систематизировать те материалы его работы, которые разрешили опубликовать.
Отдельно получилось проговорить возможность публикации фотографий без занижения разрешения. Мастерская ответила на эту просьбу “Похер, мы на Crosswind все равно более мощный фотик будем ставить”.

Начнём с того, что первые опыты полётов за ЛБС проводились в режиме видеосъемки, а потом – с фотосъёмкой при помощи этой же видеокамеры. Результаты в плане качества оставляли желать лучшего. Но в начале 2020 года мы вышли на требуемый уровень. Вот достаточно типичная фотография с прошлой зимы. Украинские окопы с натоптанными вокруг них тропинками, которыми солдаты противника пользуются в дни затишья, чтобы получше показать нам свои основные места кучкования на открытой местности вне окопов и вообще степень обитаемости/населенности позиции. Товарищ Катуков, требовавший от своих подчиненных зимой 1941-го не натаптывать могучие узоры по расположениям, был, однако, прав (фото 1)
Разумеется, после этого по тропинкам, натоптанным от дорожной колеи к домам, можно точно установить, где отдыхают от окопов наши уважаемые партнёры.

Вообще, главной ценностью авиационной фоторазведки, главным требуемым от неё свойством, является возможность проводить её регулярно и во всех требуемых точках. Там, где украинский РЭБ не пускает на разведку наши квадрики, самолёт, специализирующийся, в основном, на тыловых районах, может им, квадрикам, помогать. Если по пути. Вот, например, зимнее фото украинских передовых позиций на гребне высоты. Хорошо видно, что ход сообщения в тыл на обратном скате очень быстро переходит в тропинку. И обитаемость окопа видно – снежок в окопе местами основательно повытоптан. (фото 2)

А вот фотография того же опорника в теплом и солнечном марте 2020-го. (фото 3) Хорошо заметно по участкам светлого грунта на брустверах, что после зимы за окопами решили поухаживать. Ну и тропинки, как видим, натоптаны ну оооочень наглые.

Ну а на следующем фото уже весна. Время натягивать над капонирами летние коротковатые тенты, а зимние — сушить и убирать. (фото 4)

Поскольку транспорт свой противник маскирует хреново, можно отслеживать, на каких именно легковых машинах ездят конкретные персонажи. Вот типовая “парковка” у позиций ВСУ. Военный ГАЗ-66 под тентом и рядом – лекговушка комсостава. (фото 5)

Впрочем, отслеживать, где укры прячут свою броню, — гораздо интереснее. Вот фото двух БМП, “копейки” и “двойки”, по тихой грусти перегоняемых уважаемыми партнерами для дневной работы по «сепарам» с капониров (фото 6)

Или вот, например, ВСУшники решили вообще не маскировать никак дополнительными средствами свою БМП-2 на временной стоянке. “Так сойдёт”. Кроны деревьев же почти сходятся над ней, с квадрика не увидишь.(фото 7) Действительно, с квадрика не увидишь: повисеть прямо над бэхой тебе не дадут. А с самолёта – пожалуйста.

А вот вполне толково оборудованный передний край противника. Сразу видно, что рыли люди, воспитанные реалиями 2015-2018 годов, когда артиллерия Народной Милиции не пренебрегала воспитательными мерами. На фланге аккуратный капонир для БМП и блиндаж в стадии перекрытия. Блиндаж, правда, с прямым входом. Недочёт, афтары. (фото 8)

Кстати, не всякое строительство нашим уважаемым партнёрам удаётся и доводится до конца. Часто на облётах из месяца в месяц фигурируют уже до боли знакомые “раскопы” так ни подо что и не приспособленные. Вот этот неиспользованный вытянутый в длину котлованчик мог бы вместить, например, снятую с тягача цистерну под топливный НЗ. (фото 9) Март, июль, октябрь, декабрь… Ничего. Но, может, еще используют.

Вы, конечно же, спросите, уважаемые читатели, не хотим ли мы показать вам ну хотя бы кусочек собственно основной работы, к которой предназначался аэроплан – летать не над передовыми позициями, а в тыл противника, искать расположения артиллерии, штабов, подтягиваемых к фронту резервов. Хорошо, чуть-чуть покажем.
Вот, пожалуйста, ВСУшники, пренебрегая свежим воздухом и чистым полем, обосновались в отнюдь не покинутом жителями населенном пункте. (фото 10) Примерно из этой точки они попробовали “давить” сигналы полётной телеметрии во время одного из полётов, и наши авиаторы, «на глазок» прикинув по характеру помех место расположения их источника, специально слетали туда ещё раз. Судя по антеннам на крыше ГАЗ-66, которая во дворике справа от дома, нашли именно того, кого хотели.
Вообще, этот домик – место популярное, и осенью, без листвы, смотрится ещё лучше. Особенно в сочетании с характерными пативэнами, припаркованными на радость нашим авиаторам в лучших традициях хронической беспечности.

Надеюсь, мы добавили хорошего настроения нашим читателям по обе линии фронта)))

КЦПН продолжает работу!!!
Мы помогаем тем, кто воюет в Новороссии, воюет с нашими врагами! Встаньте вместе с нами за общее дело, помогите русским бойцам!
Реквизиты для пожертвований здесь http://kcpn.info/help